УМК «Школа России» - один из наиболее известных в стране проектов издательства «Просвещение». Практика показывает, что более половины учеников начальных классов России обучаются по данному УМК. В качестве единого целого комплект «Школа России» работает с 2001 года. Однако учебники УМК были переработаны в соответствии с требованиями ФГОС и вновь отправлены на экспертизу. В ноябре 2010 года издательство «Просвещение» получило положительные экспертные заключения Российской академии наук и Российской академии образования о том, что система учебников «Школа России» обеспечивает достижение результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования и полностью соответствует требованиям ФГОС НОО. Все учебники, составляющие завершённые предметные линии УМК «Школа России», получили положительные оценки РАН и РАО. УМК «Школа России» построен на единых для всех учебных предметов основополагающих принципах, имеет полное программно-методическое сопровождение и гарантирует преемственность с дошкольным образованием. Ведущая целевая установка и основные средства ее реализации, заложенные в основу УМК «Школа России», направлены на обеспечение современного образования младшего школьника в контексте требований ФГОС. Мощным образовательным ресурсом является информационно-образовательная среда УМК «Школа России» включающая: концепцию, рабочие программы, систему учебников, а также мощную методическую оболочку, разнообразные электронные и интернет-ресурсы.
Существенной особенностью всего УМК «Школа России» является направленность на формирование у учащихся универсальных учебных действий (УУД) как основы умения учиться, на включение детей в учебную деятельность при изучении всех школьных предметов. В доработанных учебниках «Школы России» этим и другим важнейшим аспектам начального общего образования, зафиксированным в новом стандарте, уделено особое внимание. Главный принцип модернизации учебников УМК «Школа России» — усиление ориентирования учебного материала, способов его представления, методов обучения на максимальное включение учащихся в учебную деятельность и реализацию идеологической основы ФГОС – Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
В этой связи основными направлениями доработки учебников являются: - введение специальных заданий для формирования умения школьников самостоятельно формулировать учебную задачу к изучаемой теме, конкретному уроку; - увеличение заданий и вопросов воспитывающего и занимательного характера, в том числе заданий для работы в парах и/или группах, инициирующих деятельность младшего школьника, акцентирующих внимание ученика на собственное аргументированное суждение, раскрывающих связи учебного материала с реальной действительностью и другими школьными предметами на основе формирования УУД; - внесение изменений в задания для формирования мотивации обучения, контрольно-оценочной деятельности младших школьников; заданий на поиск и отбор информации, освоение компьютерной грамотности и т.д.; - включение в учебники рубрик: «Наши проекты», «Странички для любознательных», «Выскажи свое мнение», «Готовимся к олимпиаде», «Что узнали. Чему научились», «Проверим себя и оценим свои достижения» и др. Кроме того, учебники УМК «Школа России» имеют новое художественное оформление, включая специальную систему навигации, позволяющую ученику ориентироваться как внутри УМК, так и выходить за его рамки в поисках других источников информации.
Основополагающие принципы УМК «Школа России»: - принцип воспитания гражданина России; - принцип ценностных ориентиров; - принцип обучения в деятельности; - принцип работы на результат; - принцип синтеза традиций и инноваций в образовании.
Ведущая целевая установка УМК «Школа России» и ФГОС - воспитание гуманного, творческого, социально активного и компетентного человека – гражданина и патриота России, уважительно и бережно относящегося к среде своего обитания, к своей семье, к природному и культурному достоянию своей малой Родины, своей многонациональной страны и всего человечества. По мнению авторов УМК, дополнения и изменения, о которых говорилось выше, не являются революционными. Они понятны учителю. Внесенные в дидактический и методический аппарат изменения соответственно будут учтены в пособиях для учителя, в материалах сайта «Школа России», чтобы помочь педагогу, сделать его работу наиболее эффективной. Учебно-методический комплекс «Школа России» сегодня — это: - мощный потенциал для духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России; - реальная возможность достижения личностных, метапредметных и предметных результатов, соответствующих задачам современного образования; - эффективное сочетание лучших традиций российского образования и проверенных практиками образовательного процесса инноваций; - постоянно обновляющаяся, наиболее востребованная и понятная учителю образовательная система для начальной школы. С Федеральным перечнем учебников можно познакомиться на сайте Минобрнауки России: mon.gov.ru/dok/akt/8267/
Система учебников «Школа России» в Федеральном перечне учебников на 2015-2016 учебный год
№ п/п |
Авторы, название учебника |
Класс |
Издательство |
1 |
2 |
3 |
4 |
Учебники, содержание которых соответствует федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования
Учебники, принадлежащие к системе учебников «Школа России» |
Русский язык |
16 |
Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А., Виноградская Л.А. и др. Азбука |
1 |
Просвещение |
17 |
Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык |
1 |
Просвещение |
18 |
Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык |
2 |
Просвещение |
19 |
Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык |
3 |
Просвещение |
20 |
Канакина В.П., Горецкий В.Г.Русский язык |
4 |
Просвещение |
Литературное чтение |
125 |
Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др. Литературное чтение |
1 |
Просвещение |
126 |
Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др. Литературное чтение |
2 |
Просвещение |
127 |
Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др. Литературное чтение |
3 |
Просвещение |
128 |
Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др. Литературное чтение |
4 |
Просвещение |
Иностранный язык |
184 |
Верещагина И.Н., Бондаренко К.А., Притыкина Т.А. Английский язык |
2 |
Просвещение |
185 |
Верещагина И.Н., Притыкина Т.А. Английский язык |
3 |
Просвещение |
186 |
Верещагина И.Н., Афанасьева О.В. Английский язык |
4 |
Просвещение |
196 |
Кузовлев В.П., Перегудова Э.Ш., Пастухова С.А. и др. Английский язык |
2 |
Просвещение |
197 |
Кузовлев В.П., Лапа Н.М., Костина И.П. и др. Английский язык |
3 |
Просвещение |
198 |
Кузовлев В.П., Перегудова Э.Ш., Дуванова О.В. и др. Английский язык |
4 |
Просвещение |
226 |
Кулигина А.С., Кирьянова М.Г. Французский язык |
2 |
Просвещение |
227 |
Кулигина А.С., Кирьянова М.Г. Французский язык |
3 |
Просвещение |
228 |
Кулигина А.С. Французский язык |
4 |
Просвещение |
211 |
Бим И.Л., Рыжова Л.И. Немецкий язык |
2 |
Просвещение |
212 |
Бим И.Л., Рыжова Л.И., Фомичева Л.М. Немецкий язык |
3 |
Просвещение |
213 |
Бим И.Л., Рыжова Л.И. Немецкий язык |
4 |
Просвещение |
208 |
Воинова А.А., Бухарова Ю.А., Морено К.В. Испанский язык |
2 |
Просвещение |
209 |
Воинова А.А., Бухарова Ю.А., Морено К.В. Испанский язык |
3 |
Просвещение |
210 |
Воинова А.А., Бухарова Ю.А., Морено К.В. Испанский язык |
4 |
Просвещение |
Математика и информатика |
281 |
Моро М.И., Степанова С.В., Волкова С.И. Математика |
1 |
Просвещение |
282 |
Моро М.И., Бантова М.А., Бельтюкова Г.В. и др. Математика |
2 |
Просвещение |
283 |
Моро М.И., Бантова М.А., Бельтюкова Г.В. и др. Математика |
3 |
Просвещение |
284 |
Моро М.И., Бантова М.А., Бельтюкова Г.В. и др. Математика |
4 |
Просвещение |
306 |
Семёнов А.Л., Рудченко Т.А. Информатика |
3 |
Просвещение |
307 |
Семёнов А.Л., Рудченко Т.А. Информатика |
3–4 |
Просвещение |
308 |
Семёнов А.Л., Рудченко Т.А. Информатика |
4 |
Просвещение |
Окружающий мир |
341 |
Плешаков А.А. Окружающий мир |
1 |
Просвещение |
342 |
Плешаков А.А. Окружающий мир |
2 |
Просвещение |
343 |
Плешаков А.А. Окружающий мир |
3 |
Просвещение |
344 |
Плешаков А.А., Крючкова Е.А. Окружающий мир |
4 |
Просвещение |
Изобразительное искусство |
413 |
Неменская Л.А. / Под ред. Неменского Б.М. Изобразительное искусство |
1 |
Просвещение |
414 |
Коротеева Е.И. /Под ред. Неменского Б.М. Изобразительное искусство |
2 |
Просвещение |
415 |
Горяева Н.А. и др. /Под ред. Неменского Б.М. Изобразительное искусство |
3 |
Просвещение |
416 |
Неменская Л.А. /Под ред. Неменского Б.М. Изобразительное искусство |
4 |
Просвещение |
Физическая культура |
534 |
Лях В.И. Физическая культура |
1–4 |
Просвещение |
Основы духовно-нравственной культуры народов России |
379 |
Кураев А.В. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры |
4–5 |
Просвещение |
380 |
Латышина Д.И., Муртазин М.Ф. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы исламской культуры |
4–5 |
Просвещение |
381 |
Чимитдоржиев В.Л. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы буддийской культуры |
4–5 |
Просвещение |
382 |
Членов М.А., Миндрина Г.А., Глоцер А.В. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы иудейской культуры |
4–5 |
Просвещение |
383 |
Беглов А.Л., Саплина Е.В., Токарева Е.С. и др. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы мировых религиозных культур |
4–5 |
Просвещение |
384 |
Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики |
4–5 |
Просвещение |
Музыка |
453 |
Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Музыка |
1 |
Просвещение |
454 |
Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Музыка |
2 |
Просвещение |
455 |
Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Музыка |
3 |
Просвещение |
456 |
Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Музыка |
4 |
Просвещение |
Технология |
509 |
Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Фрейтаг И.П. Технология |
1 |
Просвещение |
510 |
Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Добромыслова Н.В. Технология |
2 |
Просвещение |
511 |
Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Добромыслова Н.В. Технология |
3 |
Просвещение |
512 |
Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Шипилова Н.В. и др. Технология |
4 |
Просвещение |
В настоящее время курс английского языка представлен линией учебников автора М.З. Биболетовой, которые, по-мнению учителей английского языка, наиболее эффективны и понятны.
|
|