Беседа с психологом.
Уважаемые мамы и папы! Ваш ребенок стал первоклассником – это ответственный момент в жизни семьи. После того как ваш ребенок переступил школьный порог, в вашей душе, в вашем сердце прочно поселились чувства и эмоции, которые заполнили все ваше существование. Но вместе с положительными (позитивными) чувствами, появляется много тревог и волнений.
Основные трудности, которые возникают у первоклассников в процессе адаптации к школе:
1) трудности, связанные с поведением ребенка;
2) трудности, связанные с организацией учебной деятельности;
3) трудности, связанные с нарушением здоровья.
Рекомендации родителям по адаптации ребенка к школе:
Первое условие школьного успеха – самоценность ребенка для его родителей, любите своего ребенка и дорожите его любовью к вам! Главное – доброе, заинтересованное отношение к ребенку, его делам, проблемам. Меньше критики, больше похвал, поощрений ребенку и не только за учебные успехи.
Во-вторых, это воспитание самостоятельности и умения произвольно управлять собой – делать не только то, что тебе хочется, но и то, что надо. Развитие самоконтроля и самооценки, самодостаточности ребенка.
В-третьих, формирование мотивов, побуждающих к учению, ответственного отношения к учению.
В-четвертых, в период адаптации к школе особенно важно соблюдение ребенком щадящего режима работы и отдыха – достаточная продолжительность сна (10-12 часов), прогулок на свежем воздухе (2-3 часа), дозированная нагрузка школьных и дополнительных занятий и т.п.
Достижения младшего школьного возраста.
Это период детства, ведущей в котором становится учебная деятельность, и происходят значительные, прогрессивные изменения.
Ребенок овладевает возможностью сознательно управлять своей памятью, вниманием, восприятием; научается делать то, что надо, а не то, что хотелось бы; обучается в определенной степени управлять своим поведением. Ребенок учиться осознать то, что он делает, и аргументировать, обосновать свою деятельность, выполнять действия про себя – умственные действия.
Став школьником, ребенок получает новые права и обязанности и впервые начинает заниматься общественно значимой деятельностью, от которой зависит его место среди окружающих и его взаимоотношения с ними. Происходит расширение сферы общения, появление новых авторитетов (учитель). Формируется самооценка на основе оценивания учителями и достигнутых результатов в учении, часто снижение самооценки.
Формируется уверенность в себе, компетентность либо в случае затруднений в учебе, критичности учителей и родителей формируются неверие в свои силы, чувство неполноценности, потеря интереса к учению, «школьные неврозы».
Рекомендации для родителей: Очень важно привить ребенку веру в свои силы, не допустить возникновения заниженной самооценки. Для этого надо почаще его хвалить, ни в коем случае не ругать за допущенные ошибки, а только показать, как их исправлять, чтобы улучшить результат.
Обязательное проявление родителями интереса к школе, классу, в котором учится ребенок, к каждому прожитому им школьному дню. Важно неформальное общение со своим ребенком после пройденного школьного дня, обязательное знакомство с его одноклассниками и возможность общения с ними после школы.
Если возникают проблемы в процессе образования, их необходимо решать как можно раньше. Наиболее эффективна помощь в период обучения ребенка в начальной школе. В таких случаях необходимо обращаться за консультацией к специалистам районной ПМПК.
Процесс адаптации при переходе ребенка в среднюю школу.
Переход в среднюю школу это кризисный, переломный этап, возраст перемен.
Хотелось бы обратить внимание родителей на то, что к моменту к моменту перехода в среднее звено школьникам важно научиться:
1) самостоятельно рассуждать, делать выводы, сопоставлять, сравнивать, анализировать, находить частное и общее, устанавливать закономерности, использовать доказательства при изложении знаний;
2) необходимо развитие и поддержание познавательного интереса (понимание смысла учения для себя, интерес к дополнительным источникам знаний);
3) самостоятельность и умение произвольно управлять собой.