Водитель всегда должен помнить, что автомобиль является источником повышенной опасности. И она тем выше, чем младше пассажир машины, за безопасность которого отвечают взрослые. Давайте разберём правила перевозки детей в автомобиле, действующие в 2022 году, а также средства, делающие её безопаснее. Ведь последствия ДТП для ребёнка часто оказываются куда серьёзнее, чем для его родителей.
Как ПДД требуют перевозить ребёнка
Раньше Правила дорожного движения регламентировали перевозку детей только в общих чертах — в частности, запрещалось сажать малолетних пассажиров на переднее сиденье. Но по мере повышения заботы о детской безопасности требования ужесточались. В 2021 году действуют правила перевозки детей, принятые ещё в 2017-м. Тогда было учтено наличие в автомобилях креплений ISOFIX, разделены требования к перевозке детей до 7 лет и от 7 до 11 лет. А главное, была исключена формулировка о применении «иных средств, позволяющих пристегнуть ребёнка с помощью ремней безопасности», — законными остались только детские удерживающие устройства (ДУУ). Также было ужесточено наказание за перевозку детей без соответствующего ДУУ.
До скольки лет ребёнку нужно детское кресло? В последней редакции пункт 22.9 ПДД РФ делит юных пассажиров по возрасту на три группы:
Для каждой группы определены свои правила по перевозке.
Перевозка детей до 7 лет
Пассажиров, не достигших семилетнего возраста, можно возить и на переднем, и на заднем сиденье автомобиля, оборудованном ремнями безопасности и/или специальными креплениями ISOFIX. При этом ребёнка нужно обязательно посадить в специальное детское кресло. Оно должно быть надёжно закреплено в соответствии с инструкцией производителя и подходить малышу по весу и росту. Ребёнка пристёгивают встроенными в ДУУ ремнями безопасности.
Перевозка детей от 7 до 11 лет
Детей в возрасте от 7 до 11 лет можно возить как на передних, так и на задних сиденьях автомобиля. При поездке сзади уже разрешено просто пристёгивать их штатными ремнями. Но в реальности они не способны правильно удержать тело ребёнка низкого роста при столкновении. Лучше использовать полноценное детское кресло или упрощённые модели ДУУ (бустеры), которые позволяют безопасно пристегнуть ребёнка штатными ремнями безопасности.
Место переднего пассажира считается самым опасным в автомобиле, поэтому возить спереди ребёнка этого возрастного диапазона легально только при использовании детского кресла. Оно должно быть подобрано с учётом роста и веса, а также надёжно закреплено.
Перевозка детей от 12 лет и старше
Начиная с 12 лет, вне зависимости от того, спереди или сзади едет ребёнок, он должен быть пристёгнут штатным ремнём безопасности. То есть 12-летний пассажир уравнивается в правах с родителями.
Но стоит учесть, что штатные системы безопасности машины настроены под реально взрослых пассажиров. Поэтому перед первой поездкой без детского кресла стоит убедиться, что штатный ремень безопасности не давит ребёнку на шею, а вес подросшего пассажира перешагнул отметку 36 кг (тогда в случае аварии преднатяжитель ремня безопасности сработает правильно).
Штрафы за неправильную перевозку детей
Размер штрафов за нарушение ПДД устанавливается Кодексом об административных правонарушениях. Подпункты 3–6 статьи 12.23 КоАП РФ предусматривают наказание для водителя, нарушившего требования по перевозке детей, в виде штрафа в размере 3000 рублей. Если к нарушению причастно должностное лицо, то взыскание составит уже 25 000 рублей. А для юридических лиц размер «административки» — 100 000 рублей. По этой статье индивидуальные предприниматели, которых много среди коммерческих перевозчиков, несут ту же ответственность, что юридические лица.
Зачем нужно детское кресло
Свод правил, как перевозить детей, не очередной способ обобрать автовладельцев, как до сих пор считают некоторые водители. Детское кресло не только помогает избежать штрафа, но и по-настоящему бережёт юных пассажиров в авариях — это доказано многочисленными наглядными краш-тестами с детскими манекенами.
Созданием и тестированием ДУУ занимаются многочисленные инженеры, а также сотрудники испытательных лабораторий. В случае ДТП и даже просто экстренного торможения неокрепшие мышцы и кости ребёнка без должной поддержки и фиксации могут не выдержать перегрузки. Правильное кресло заметно снижает нагрузки на тело маленького пассажира, возникающие при резкой остановке или смене направления движения автомобиля. Для этого профиль самого кресла и дополнительных мягких амортизирующих вставок должен быть тщательно просчитан.
Статистика тоже показывает, что ужесточение требований к перевозке детей позволило снизить детскую смертность в авариях на российских дорогах.
2015 год | 2016 год | 2017 год | 2018 год | 2019 год | 2020 год | |
---|---|---|---|---|---|---|
Общее количество ДТП | 184 000 | 173 694 | 169 432 | 168 099 | 164 358 | 145 073 |
Пострадало и погибло | 254 311 | 241 448 | 270 462 | 233 067 | 227 858 | 199 192 |
Пострадало детей | 20 928 | 20 621 | 21 136 | 21 718 | 21 887 | 18 184 |
Погибло детей | 737 | 710 | 713 | 628 | 562 | 522 |
Если автокресло будет слишком большим, оно не сможет обеспечить надёжную фиксацию детского тела, а из-под слабо затянутых ремней ребёнок может выскользнуть при аварии. Если же кресло будет меньше чем нужно, то перетянутые ремни в случае ДТП способны навредить — например, неправильно расположенные относительно тела пассажира лямки могут привести к травмам внутренних органов. Наконец, в таком слишком тесном сиденье ребёнку будет просто некомфортно ездить.
Использовать вместо полноценного кресла нефиксирующиеся подставки, подушки и детские «адаптеры» на ремни значительно рискованнее, чем кажется на первый взгляд. При резкой остановке вперёд летят не только пассажиры, но и все незакреплённые предметы, которые есть в салоне. Это же относится к «перине», на которой сидит ребёнок, — нижняя часть тела лишается опоры, пассажир соскальзывает вниз и вперёд. Ремень безопасности при этом будет затягиваться на подбородке и на грудной клетке, что может привести к серьёзным травмам.
Ещё опаснее возить ребёнка на руках. При резкой остановке автомобиля на его тело действует сильная перегрузка, оно становится в несколько раз тяжелее. Так что просто удержать ребёнка материнскими руками практически невозможно, не говоря о правильной поддержке. А если пассажир при этом тоже не пристёгнут, то риск нанесения взаимных травм многократно возрастает.